Выпуск 42. Экзамен – это тоже публичное выступление
Раздел: РАССЫЛКА
Автор статьи: Екатерина Пестерева
Дата: 2018-06-24
Просмотров: 800
Главное упражнение на пути к речевой свободе
Сдав на днях очередной экзамен на отлично, я поняла, что, наверно, никогда не перестану учиться, хотя в студенческие годы не любила этого, да и не умела. Особенно трудно давались устные ответы на экзаменах – смотрелась я невыразительно, во время ответа мялась, запиналась и рассказывала почему-то все время не то, что хотел слышать преподаватель. И только после значительного количества практики в публичных выступлениях, я смогла понять, наконец, что необходимо для хорошего ответа на экзамене. Теперь я хочу поделиться своей системой подготовки, пропустив ее через призму опыта в ораторском искусстве. Пользуясь этой системой, я сдала три кандидатских экзамена на отлично, получила грамоту за лучший доклад на научной конференции для молодых ученых и т.д. и т.п.
Правильные сведения – всему голова
Самый удобный путь, на мой взгляд, - для начала подготовить полные тексты ответов на вопросы к экзамену, тем более, что сейчас это легко делается путем копи-паста на компьютере. Только имейте ввиду: при этом важно найти достоверную информацию по каждому билету. Если вы добросовестно посещали лекции и читали нужные учебники, необходимая информация у вас уже есть. Остальное – дело техники, т.е. работы с этой информацией. (В самом худшем случае, если вы не успели запомнить материал, эти ответы легко трансформируются в шпаргалки.)
Не зубрите, запоминайте смысл
Ну, ей-богу, мы же не в школе, чтобы учить билеты, как стихотворения. Тем более, что механическая память с годами ослабевает, поэтому наше все – осмысление материала и вспомогательные конспекты.
Используйте опорный конспект
Теперь необходимо сделать опорный конспект: подготовить для каждого вопроса визуальный «конспект конспекта» – сухую выжимку каждого вопроса, которая уместилась бы ровно на одном листе. Многим этот способ известен как новомодная технология «Mind map» - т.е. карта знаний по вопросу. Она удобна тем, что наиболее важные сведения без излишней детализации располагаются на одном листе. При составлении карты рекомендуется использовать забавные запоминающиеся рисунки, стрелочки и указатели ярких цветов, т.е. фактически рисовать настоящую карту. Это помогает подключить визуальную и мышечную память, «раскидать» материал на крупные части, чтобы буквально на телесном и тактильном уровне ориентироваться в вопросе. После такой работы материал чуть ли не впечатывается в память.
Готовьтесь устно
На экзамене, как и в любом публичном выступлении, большое впечатление производит легкость и естественность, с которой вы говорите. Отсутствие пауз, заминок и неугомонное болтание на тему – то, что очаровывает экзаменатора на уровне формы. (Насколько при этом содержателен ваш ответ – уже второй вопрос.) Поэтому, уважаемые читатели: не ленитесь хотя бы пару дней потратить на то, чтобы проговорить вслух каждый билет. Используйте для этого свои опорные конспекты, при необходимости подглядывайте в полный вариант ответа. Одним словом, репетируйте.
Но, может быть, техника запоминания – это только полдела. На мой взгляд, наиболее важное значение для подготовки имеет занятие правильной позиции во время сдачи экзамена (мой любимый лайфхак).
Представьте, что вы – лектор
Не просто отвечайте, как школяр на экзамене, – вместо этого читайте лекцию. Помню, в девятом классе я, чтобы разбавить скучную зубрежку теорем по геометрии, стала писать и доказывать их на стенке своего шкафа при помощи мела, как на школьной доске. Дело сразу пошло веселее, и это неудивительно, ведь так задействуется много видов памяти (логическая, двигательная, зрительная, звуковая), да и размяться молодому человеку всегда полезно. Экзамен тогда я сдала неважно, потому что все-таки гуманитарий до мозга костей, но рассказывать, объяснять и обучать полюбила с тех пор очень.
Чтобы кого-то научить предмету, нужно самому в нем хорошенько разобраться. Нужно подобрать вводные слова к каждой лекции, осмысленно связать между собой ее части, вписать каждую тему в общенаучный контекст, возможно, объяснить, как изучаемый предмет может помочь в жизни и профессии. Нужно найти свои собственные примеры для иллюстрации теоретических положений и обязательно знать главных отцов-основателей изучаемой науки, ведь не с потолка же вы свои умные мысли берете. Вся теория основывается на большом количестве исследований, которые кто-то до нас уже провел, этих героев, как говорится, нужно знать в лицо.
Образно говоря, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно самому как будто бы стать преподавателем. Стройте свой рассказ как доклад на научной конференции, который читается равным по статусу профессионалам. Все это требует глубокого осмысления вопроса, что и дает в итоге результат в виде блестящего ответа на экзамене.
Такой подход может в корне изменить и ход подготовки к экзамену и вообще процесс обучения. Возможно, он потребует бОльших трудозатрат. Но, в конце концов, именно этого и ждут от нас преподаватели – самостоятельности мысли и осознанности обучения. И как говорят в восточных единоборствах: чтобы попасть в цель, нужно метить немного выше цели – тогда точно в нее попадешь.
Комментарии:
Добавить Ваш комментарий: