Выпуск 33. А нужно ли скрытое управление людьми?
Раздел: РАССЫЛКА
Автор статьи: Екатерина Пестерева
Дата: 2014-09-11
Просмотров: 2271
А нужно ли скрытое управление людьми?
Психолог М.Е. Литвак в своей книге «Психологическое айкидо» приводит такой пример. «На одной из публичных лекций, посвященных проблеме общения, я спросил своих слушателей: “Кто из вас любит власть?” Ни один из 450 человек не ответил утвердительно. Когда же я попросил поднять руки тех, кто хочет стать гипнотизером, отгадайте, сколько человек подняли руки? Правильно, почти все».
Все хотели бы уметь влиять на других людей и получать от них все, что хочется, не особо прикладывая усилий при этом. Поэтому так часто в интернете люди клюют на объявления про гипноз, скрытое управление людьми и обещания, что после изучения особой секретной технологии вы сможете повелевать миром.
Но зачем скрытое управление, когда влиять на других можно вполне открыто, причем каждый из нас постоянно пользуется этими приемами в жизни, сам того не понимая. Сегодня говорим о самых главных из них.
- Обращение: обратись к человеку (особенно по имени), и он обязательно откликнется. Хотя бы потому, что этот механизм был заложен в него еще в глубоком детстве и работает, как автоматический рычаг управления.
- Просьба: если хочешь что-то получить, просто попроси об этом. Если не получил с первого раза, попроси еще. Не взрывайся, не впадай в панику, не кричи: «Сколько раз тебе можно говорить?!», попроси еще раз, если уж действительно не можешь обойтись без помощи этого человека.
- Призыв: если вы хотите, чтобы люди пошли за вами, позовите их и объясните, почему там хорошо. Правило вытекает из предыдущего и имеет огромное значение для убеждения в ораторской речи. Пока вы сами не скажете, что конкретно нужно сделать, они вряд ли будут настолько благосклонны, чтобы начать догадываться самим. При этом лучше использовать активный призыв – глагол в форме 2-го лица. Не говорите: «Делать утреннюю зарядку полезно». Призовите людей: «Делайте утреннюю зарядку, и вы всегда будете в отличном настроении!». Или: «Откажитесь от курения прямо сейчас, и уже через 20 минут вы почувствуете, как ваше давление пришло в норму, а в голове прояснилось». В повседневном общении это тоже работает. Не говорите: «Нужно выбросить мусор». Нормальный человек скажет: «Нужно» и пойдет заниматься своими делами. Обратитесь напрямую: «Ты мог бы выбросить мусор?» или «Выброси, пожалуйста, мусор».
Это можно применять, не только тогда, когда вам нужно о чем-то попросить человека или просто привлечь его внимание. Особенно хорошо этот прием работает, если вы хотите остановить какой-нибудь чересчур эмоциональный монолог человека в жаркой дискуссии, привести его в чувство, прекратить перепалку. Достаточно просто обратиться по имени: «Елена, давайте не будем разворачивать полемику и вернемся к главной теме нашего обсуждения». Если человек настолько увлекся своим монологом, что не слышит вас, можно назвать его по имени несколько раз: «Елена… Елена… Елена, позвольте мне…».
Форма имени имеет важное значение в ситуации делового общения, особенно для руководителей. Если руководитель до сих пор обращался к сотруднику неформально, используя уменьшительную форму, например, «Лена», то когда он вдруг переходит на более официальный тон и внезапно начинает обращаться к нему по имени-отчеству («Елена Викторовна»), тот моментально понимает, что шутки кончились. Так можно управлять сотрудниками, не прибегая к крику и давлению.
Ораторские выступления, в первую очередь, лучше начинать с обращения: например, «Дорогие друзья» или «Уважаемые коллеги». Люди охотнее откликнутся, если вы обратитесь непосредственно к ним.
Пример из деловой сферы, про опоздания сотрудников (автор технологии – Б. Литвак). Как известно из теории менеджмента, главная роль руководителя – поддерживать работу всего коллектива. При этом главная задача начальника – поддержание границ дозволенного, того, что можно и чего нельзя делать на работе. Что делать с опозданиями? Правило, прописанное в должностной инструкции сотрудника: рабочий день начинается в 9.00. Что делают обычно сотрудники? Они пробуют найти себе лазейку и возможность избежать необходимости выполнения правил. Поэтому иногда они могут «прощупывать» прочность установленной границы и приходить, не в 9.00, а в 9.05, например.
Задача руководителя и одна, может быть, из не самых приятных обязанностей – требовать выполнение этого правила подчиненными. Да, такова роль руководителя: каждый день, как пограничник, обозревать рубежи и латать бреши в установленной границе. Т.е. требовать, просить и давать понять, что вы следите за нарушением дисциплины и что в свое время провинившийся понесет за них наказание. Независимо от того, насколько специалист классный и ценный. Правила есть правила. Как говорится, ничего личного, только бизнес.
Поэтому хоть и нудно постоянно требовать, но давать обратную связь необходимо при первом же опоздании. Если этого не делать, сотрудник расслабится. Вернуть его в должные рамки будет куда сложнее. В особо запущенных случаях приходится прибегать к увольнению, причем ответственность за это лежит на руководителе – ведь это он допустил расхлябанность в коллективе, он позволил расслабиться сотрудникам, не среагировал вовремя. При этом не нужно третировать или кричать на сотрудника, иногда достаточно просто сказать: «Вы опоздали. Я приму это к сведению и в случае повторения подобного буду вынужден принять меры». Если это будет сделано вовремя, кричать не придется.
При этом неправильно, когда руководитель начинает стыдить, укорять, кричать и оскорблять своего сотрудника. И совсем плохо, когда, например, родитель начинает делать то же самое по отношению к своим детям. Стыдить человека нельзя, потому что это наносит огромный урон чувству личного достоинства. Достаточно просто сказать: «В следующий раз, пожалуйста, сделай так и так». Причем лучше конкретно обозначить, как именно нужно поступить, а не говорить туманно: «Вы сделали неправильно». Попросите конкретно о том, что вам нужно: «Исправьте здесь и здесь».
Так и получается, что влиятельность речи – это не гипноз или НЛП. Просто обратитесь к людям по-настоящему активно и искренне, и уже тем самым вы повлияете на них.
Комментарии:
Комментарий добавил(а): Кирилл
Дата: 2015-09-18
Пару слов скажу о словосочетании "дорогие друзья" и подобных. Был на одном семинаре, так один из ораторов постоянно это словосочетание применял - через каждые 3-4 предложения. Слух режет сильно. Все хорошо в меру, и обращения в выступлении в том числе.
Добавить Ваш комментарий: