Выпуск 39. Как создать великую речь?
Раздел: РАССЫЛКА
Автор статьи: Екатерина Пестерева
Дата: 2017-06-05
Просмотров: 1094
Важны три слагаемых:
- общественная значимость обсуждаемого вопроса
- самостоятельность точки зрения, изложенной в речи
- чеканность языка и мастерство исполнения
Мода на публичные выступления в наше время не только не проходит, но увеличивается с каждым днем. Теперь даже видеоблогеры выступают в Государственной думе. А все почему? Потому что имеют смелость говорить и не ленятся выражать свою мысль. Если вы не поленитесь, то тоже сможете произнести речь, которая станет общественно значимым событием, а не просто сотрясанием воздуха. Поговорим о том, как рождаются величайшие речи.
Принцип первый: польза. Прежде чем выходить к публике, оратору стоит спросить себя: что я хочу дать своим слушателям? Чем я оплачу то время, которое люди потратят, чтобы послушать меня? По Цицерону, у оратора есть только три подходящие задачи: научить, доставить наслаждение, повести за собой. С пользой для других выступает тот, кто может передать важные знания, как например, это делают все учителя. Тот, кто может рассмешить или помочь выразить то, что чувствуют все, тоже выступит не зря, потому что совместное переживание даже печальных чувств, помогает людям жить. (Именно поэтому люди любят произносить речи на похоронах или годовщинах.) И, конечно, речь, призывающая к чему-то светлому и доброму, всегда будет уместна. Если ни одну из этих целей вы не собираетесь решать, лучше не выходите.
Принцип второй: способность выразить мысль. (Способность, часто страдающая, потому что думать бывает трудно.) Выражение оригинальных мыслей – дело нелегкое, потому что, во-первых, все уже было сказано до нас, а, во-вторых, некоторые ораторы не трудятся осмыслять свою тему глубоко и со всех сторон. Повторы никому не интересны, а секрет оригинальности в соединении того, что до тебя никто не соединял. Этому легко можно научиться, занимаясь научной деятельностью. Создавая диссертацию, ты не можешь просто переписать ее у соседа – тебя засудят за плагиат. Поэтому ты вынужден искать свой исключительно новый и оригинальный предмет исследования и описывать его так, как никто до тебя этого не делал. Тогда ты ученый и мыслитель.
" Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!
Книги философов могут тебя в том достойно наставить,
А выраженья за мыслью придут уже сами собою".
Принцип третий: чувство языковой гармонии. Чувство, которое можно развивать, даже если природой оно не дано. И тут в помощь, прежде всего, изучение образцов великих предшественников и беспрестанная практика по созданию текстов с кропотливым последующим редактированием.
Дейл Карнеги очень интересно описывает ораторскую деятельность Абрахама Линкольна, который для американцев, как для нас Александр Сергеевич Пушкин и Петр Первый вместе взятые. Он пишет, что несмотря на то, что ему рано пришлось начать работать, он всегда стремился уделять время чтению. Позже, когда он стал государственным деятелем, он никогда не доверял создание речей другим людям, всегда готовил их сам, успевая обдумать все досконально между тысячей дел.
«За всю свою жизнь он проучился в школе в общей сложности не больше года. А книги? Линкольн говорил, что он ходил пешком в радиусе пятидесяти миль от своего дома, чтобы одолжить все, какие только можно, книги для чтения.
В его хижине всю ночь горел огонь, и он порой читал при свете очага. В стенах, между бревнами, были щели, и Линкольн часто вставлял книгу в одну из этих щелей. Как только рассветало, он вскакивал со своей постели из листьев, протирал глаза, вытаскивал книгу и начинал жадно читать ее.
Он ходил пешком за двадцать тридцать миль, чтобы послушать какого либо оратора, и, вернувшись домой, практиковался в произнесении речей повсюду — на поле, в лесу, перед толпой, собравшейся у бакалейной лавки Джонса в Джентривилле. Он вступил в литературные и дискуссионные общества в Нью Сейлеме и Спрингфилде и практиковался в выступлениях на злободневные темы так же, как вы практикуетесь теперь.
Его всегда мучило чувство неполноценности. В присутствии женщин он робел и не мог слова сказать. Ухаживая за Мэри Тодд, он, бывало, сидел в гостиной и робко молчал, не находя слов, лишь слушая то, что говорила она. Но этот же человек путем тренировки и самообразования стал оратором, который мог дискутировать с таким высокообразованным человеком, как сенатор Дуглас. Этот человек в Геттисберге в речи по случаю переизбрания на пост президента поднялся до высот красноречия, каких редко достигали другие ораторы в истории человечества».
Комментарии:
Добавить Ваш комментарий: